Спрос и предложение на рынке

В фундаменте экономики и человеческих отношений находится закон спроса и предложения. Эти два фактора определяют цены на товары в магазинах, прибыль компании, а также обогащение одного человека и бедность другого.

Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы купить у продавца по конкретной цене. Если цена становится выше, то желание покупать товар становится меньше. Доходит до цены, которую не захочет платить никто.

Подобно спросу, предложение — это количество товаров и услуг, которые продавец готов продать по конкретной цене. Если цена становится меньше, то продавец захочет продать меньше товаров, так как их изготовление требует затрат денег и времени.

Факторы спроса и предложения: примеры взаимодействия

Цены показывают нам, растут ли рыночный спрос и предложение на конкретный товар или падают. Можно привести пример цены на недвижимость. В начале 21 века она быстро росла в Америке, по мере того, как все больше людей, искушенных дешевыми кредитами, решали приобрести дом. Спрос стимулировал строителей строить больше домов. А когда дома были построены, оказалось, что их слишком много — возник избыток предложения и цены резко упали.

В реальном мире цены редко соответствуют равновесию спроса и предложения. Стоимость цветов на протяжении года колеблется: когда лето сменяется зимой и продавцы вынуждены заказывать цветы из-за границы, предложение падает — и цены на цветы растут. В экономике такой феномен называется сезонностью или экономическим шумом.

Цена того или иного товара может дать нам много сведений о данном обществе. Около десяти лет назад корпорация Apple вышла на рынок с новым ноутбуком MacBook. Она выпустила его в двух цветах — белом и черном, однако черный вариант стоил на 200 долларов дороже. По всем остальным характеристикам они ничем не отличались. Черный ноутбук продавался не хуже белого, чего не могло бы быть, если бы на него не возник ажиотажный спрос. Получается, что покупатели были рады платить больше только за то, чтобы показать: они не такие заурядные, как покупатели белых ноутбуков.

Эластичность спроса и предложения по цене

В некоторых случаях спрос и предложение отвечают на изменение цен не сразу. Если телекоммуникационная компания увеличивает цены на свои тарифы, то ответ от клиентов поступает моментально: они сокращают количество разговоров или уходят к другой компании. В такой ситуации спрос эластичен по цене — он меняется вместе с ней.

В других же случаях потребители реагируют на изменение цен медленно, то есть спрос неэластичен по цене. Например, когда в начале 21 века цены на нефть быстро взлетели, покупатели, столкнувшись с резким ростом цен на бензин, не могли перейти на альтернативное топливо, ведь не каждый мог позволить себе электрический автомобиль, чтобы сократить расходы.

Таким же образом компании и их производство, чей бизнес основан на использовании нефти, не могли сделать почти ничего — только заплатить высокую цену. Через некоторое время часть потребителей пересела на общественный транспорт.

То же относится и к предложению — и оно бывает эластичным или неэластичным. Многие компании эффективно адаптируются к переменам (их товары и услуги эластичны по цене): когда спрос на продукцию падает, они временно увольняют часть сотрудников или уменьшают инвестиции в бизнес.

Итог. Правильная цена возникает, когда спрос равен предложению.

Насколько статья полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *